Многие родители, всерьёз задумываясь о сохранении здоровья своего ребёнка, интересуются, в чём же разница взрослой йоги от детской. Следует исходить из реальных особенностей физиологии детского организма и восприятия. Детки не могут долго сидеть на месте, для них занятия преподаются в игровой форме: потянись, как собачка…согни ножки, как лягушка…выпрямись, как Лучший Воин…рванись вперёд, как крокодил…вытянись вверх, как гора… замри, как спящая черепаха…не заваливайся, как тонущая лодка…
Йога-асаны(позы) хорошо подходят для детей. Они взывают к воображению и отличаются глубоким своеобразием. Асаны легко поддаются демонстрации, подражанию и адаптации. Асаны динамичны, интенсивны и не всегда просты в выполнении. Поэтому они помогают развивать ребёнку силу воли и чувствительность, а также дают ему возможность узнать многое о самом себе через выполнение самых разнообразных движений.
Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип Ямы-Ниямы и Асаны. Основы Ямы и Ниямы способствуют закреплению в сознании детей общечеловеческих ценностей – таких, как ненасилие, правдивость, самодисциплину, чистоплотность и т.д. Эти принципы (а их десять) помогают заложить в ребёнка уважительное отношение к себе и своему здоровью. Асаны помогают растущему детскому организму развиваться физически, эмоционально, физиологически.
Пранаяма – сознательное управление дыханием. Детям искусство пранаямы не преподаётся. Так как, Пранаяма предъявляет высокие требования к выдержке, серьёзности подхода и острой наблюдательности практикующего. Но во время выполнения асан, я акцентируею внимание детей на то, как мы дышим: носом, легко, без задержек. Дети учатся следить за своим дыханием, они знают, что когда мы делаем движение вверх (потянулись, подняли голову, ногу), то мы делаем вдох, делая же движение вниз(наклон, опустились на коврик, опустили голову) – выдох.
Однобокое развитие ребёнка, когда он развивается физически, но не развивается ментально, как и наоборот, - приносит ему только вред. У ребёнка должны развиваться и тело, и сознание. Такое всестороннее развитие и даёт йогическая практика, которая создаёт для этого все условия.
Возникает вопрос, а с какого возраста ребёнку можно заниматься йогой?
Возраст здесь не играет роли. Всё зависит от ребёнка. Вот только, нельзя заставлять ребёнка заниматься йогой, такие занятия быстро заканчиваются (вспомните свои занятия на пианино или каким-либо спортом). Бывает, что придя впервые на занятие, ребёночек стесняется или боится, в таком случае родители должны быть готовы к тому, что преподаватель предложит им позаниматься вместе с ребёнком. Получив море удовольствия от того, что он делал, да ещё и лучше мамы(папы), на следующем занятии малыш будет заниматься уже сам.
Школьники, да и детки помладше, с интересом учат непонятные в начале, а порой и сложные названия той или иной асаны, которые звучат на «секретном» языке йогов – санскрите. Как-то раз, после занятия ко мне подошла мама шестилетней девочки, и рассказала, как она попросила дочку показать ей складочку, на что ребёночек выпалил: Пашчимонтанасану, мама? и тут же сделал.
При изучении новой асаны, каждая демонстрация сопровождается комментарием: в чём заключается её польза, озвучиванием её названия на «секретном» языке, переводом и интересной индийской историей с ней связанной. Выполняя асану, каждый ребёнок может рассказать, что больше всего работает в данном положении, что нельзя делать и в чём польза асаны.
При регулярных занятиях йогой, в процессе роста, у ребёнка формируется сильное, красивое, гармоничное тело. А научившись преодолевать трудности в асане, ребёнок становится более стрессоустойчив.